Суббота, 15 Декабря 2018
Время региона:23.43, UTC:18.43
Вы находитесь в этом разделе сайта >>>
Главная Статьи Экспедиции Авиарадиодесант - U30R
Навигация
Главная
Карта сайта
Обратная связь
Контакты
Бюллетени СРР
Репитеры
Радиомаяки
Круглый стол
Районы RDA ХМАО
Список членов РО СРР


Полезные ссылки

Сайты:
Сервер радиолюбителей РФ
Союз радиолюбителей России
Технический портал радиолюбителей России
Определить свой QTH-локатор
Российский УКВ портал
Специальные радиосистемы
Социальная сеть Hambook
Russian CW Club
Русский Робинзон-Клуб
RU-QRP — клуб
Подборка радиолюбительских сайтов и форумов

Официальные представители в России:
YAESU
ICOM
KENWOOD

Интернет-магазины радиотехники:
Radioexpert
Юником
Мир радио
База электроники
Группа компаний Т-Хелпер
Вива-телеком
Чип-Дип

Ресурсы on-line:
VOACAP Online
DX News
425 DX Calendar
425 DX News
DX by NG3K (ADXO)
DX Calendar by DH9SB
DX News (Mail Archive)
DX World
DX Новости RUS/ENG
OPDX Bulletin
The Daily DX
DX Cluster
DX Fun
DX Sammit
DXSCAPE
DXWATCH
Ham Radio Deluxe

 
QTH-калькулятор
Широта:
Долгота:
Локатор:
Прохождение

Авиарадиодесант - U30R

Все статьи Экспедиции

Л.Быковских, специальный корреспондент газеты «Гражданская авиация»


Экспедиция U30R к географическому центру СССРКомфортабельный Ту-134 за два с половиной часа примчал нас – радиооператоров Ивана Казанского, Олега Неручева, Бориса Рыжавского и автора этих строк – из Москвы в Тюмень. Как и в столице, здесь стояла великолепная погода. Распускалась зелень. Олег Неручев сказал, что в такую погоду можно позагорать, но Борис Рыжавский возразил ему: дескать, в тайге не позагораешь – комарье заест. Присутствующий при этом разговоре командир Тюменского авиаотряда улыбнулся: — в Нижневартовске, куда мы летим, минус семь. Так что комар там спит.

Экипаж МИ-4 (слева-направо): командир А.Писарчук, второй пилот Е.Подгорный, бортмеханик Л.Крючкова, командир звена Ю.Сайганов

Через полтора часа Ан-24 приземлился в Нижневартовском аэропорту. Я был здесь три года назад, когда только закладывался поселок нефтяников. Запомнились в основном небольшие деревянные постройки, приютившиеся на болоте. Теперь же перед нами был большой город с многоэтажными каменными домами, широкими бетонированными улицами.

Нижневартовские авиаторы внесли большой вклад в освоение нефтяного края. Они доставляют разведчикам недр, строителям, нефтедобытчикам разнообразное оборудование, продовольствие, технику. Многие из них неоднократно поощрялись за трудовые успехи. Вот и сейчас один из экипажей вертолетов должен был доставить нас в труднодоступный район.

— Значит, будем действовать таким образом, — уточняет обстановку командир Нижневартовского предприятия Владимир Иванович Калужняк. – Отсюда до места высадки десанта более четырехсот километров. Вертолет МИ-8 без дозаправки дотянет. Но сесть ему там будет трудно. Придется лететь на МИ-4 с промежуточными посадками. На все это уйдет часов пять. Вылет завтра рано утром.

Часть необходимого нам снаряжения мы привезли из Москвы. Но многое – топоры, лопаты, спальные мешки, бочку с бензином – рассчитывали взять у местных авиаторов. И не ошиблись: они охотно помогли.

Продовольствием запаслись в местном магазине под романтическим названием «Кедр». Прямо скажем, что снабжение в Нижневартовске на высоком уровне. Это говорим для тех, кто думает, что в Сибирь надо ехать со столичной колбасой. Не утруждайте себя лишним грузом.

К утру восьмого мая мы были полностью экипированы согласно представленному списку. Осмотрев группу, Владимир Иванович, довольный, сказал:
— Вот теперь вы хоть немного похожи на десант. Вертолет за вами пришлю одиннадцатого числа. Если что случится, выходите на связь с нашим радиоцентром. В тайгу не удаляться. Сейчас медведи бродят, росомаха свирепствует. Кому-то одному надо быть всегда с ружьем.

Маршрут полета – Нижневартовск – поселки рыбаков и охотников Ларьяк, Сосновый Бор, Корлики. Пролетели реки Вах, Сабун, десятки мелких речушек, озер. По курсу – необъятные просторы затопленные водой, остова снега. И на сотню километров – ни одного жилья. Кажется, в этих местах не ступала нога человека.

Снижаемся на небольшой островок.

Вертолет завис в полуметре от снежного наста. Открыв дверь, бортмеханик Людмила Кошиль втыкает в снег стальной прут, делает знак командиру: посадка невозможна.

Прыжок! И тело уходит по грудь в снег. Под снегом вода. Оставляем записку: «Мы прибыли на Тюменщину, чтобы отсюда поздравить советский народ и народы мира с Победой над фашизмом, чтобы дать старт международной радиоэкспедиции».

Однако обосновать здесь наш лагерь невозможно. Не можем же мы здесь за дровами для костра добираться вплавь, а надувных лодок взять не догадались. Просим командира вертолета Анатолия Писарчука подобрать поблизости более подходящее место.

На юго-востоке непроходимыми зарослями встает тайга. Кружим над ней, отыскивая поляну. Вдруг на берегу речушки замечаем — строение! Видимо это заброшенный чум хантов. Вокруг никаких следов, никаких признаков жизни.
Экипаж торопит нас с выгрузкой. Ему надо засветло возвратиться на базу. По бортовой рации получено сообщение, что метеообстановка ухудшается. Сиротливо выстраиваемся у наших рюкзаков и ящиков, машем уходящему вертолету, пока не расплылся в воздухе его бортовой номер.

Первая попытка пробраться к строению, которое от нас в полуста метрах, оказывается не из легких. Вязнем выше пояса в снегу. Затвердевшая от мороза снежная корка мешает продвижению. В ход идут ломы и топоры. Впереди пробивается Иван Казанский. Он прокладывает борозду, и мы тащим по ней приемопередатчики, блоки питания. Самый легкий по весу Борис Рыжавский идет последним, подтягивая рюкзак с продуктами.

Полевая кухня экспедицииЖелание – поскорее выйти в эфир. Олег Неручев и Иван Казанский собирают поворотную антенну. С трудом крепим ее к стволу кедра. Не замечаем, как подступают сумерки. Возимся около движка, а он никак не заводится. Наконец-то ровный рокот заполняет пространство, и в чуме вспыхивает электрическая лампочка. Сколько радости и уверенности несет этот свет.

Олег Неручев установил первую радиосвязьВсе замерли у радиоприемника. Неручев (он уже не раз бывал в радиоэкспедициях на Алтае, в Забайкалье, на Дальнем Востоке) выходит в эфир:
«Всем, всем, всем! Здесь работает радиостанция „У-30-Р“ Ульяна, тридцать, радио. Приглашаем на связь.»

Первым откликнулся на вызов радиолюбитель из Павлодара. А потом было 48 часов непрерывной работы в эфире. В отдельные часы работы удавалось провести более ста двадцати связей. Операторы работали микрофоном и телеграфом на русском и английском языках. Спали не более трех часов в сутки. Укладывались вокруг костра, который разжигали тут же в чуме.

На связь с нами вышли радиолюбители более чем ста стран мира. Особенно были активны операторы социалистических стран, японцы. Проведено более полутора тысяч связей, получены сотни поздравлений с Днем Победы.

9 мая эфир принес приветствие от ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР, в котором выражалась благодарность за отличное выполнение задания в трудных географических и погодных условиях. «Ваша радиостанция, — говорилось в приветствии, — приобрела широкую популярность на любительских диапазонах. Желаем успешно завершить работу».

Можно без преувеличения сказать, что позывные «У-30-Р» буквально атаковали со всех континентов. Зарубежные коротковолновики интересовались идеями экспедиции, достижениями радио и гражданской авиации, их ролью в экономическом и культурном развитии Сибири. Это была большая дружеская беседа в эфире.

Утром третьего дня мы услышали лай собак. Выскочили из чума и увидели две оленьи упряжки. Старик хант и юноша легко ступали по подмороженному насту. Сначала заговорил молодой:
— Видели позавчера вертолет, думаем, есть однако кто-то . Кушать привезли. Два дня ехали.

Старик вернулся к нартам и вытащил из-под шкуры двух глухарей. Мы пригласили гостей к горячему чаю со сгущенкой, угостили сигаретами.

Отец и сын – охотники. Живут в тайге километрах в шестидесяти от нашего места базирования. Рассказали им о себе, об экспедиции, усадили за радиостанцию. – Однако, не по-русски говорила, — сказал старик, прижимая наушники. –Кто там?

Олег Неручев объяснил, с кем проходит сеанс радиосвязи. А молодой хант задумчиво слушал его, глядя за полог палатки на голубоватый снег.

Встреча с Нижневартовскими авиаторамиХанты хотели дождаться вертолета, который должен был прилететь к обеду, но старик, пробуя палкой снег, забеспокоился:
— Торопиться надо. Будет большой солнце, вода много будет. Олень на пройдет.

И действительно, солнце слепило. Его лучи, будто сфокусированные и усиленные мощным рефлектором, плавили снег. Когда мы пролетали знакомыми местами, их невозможно было узнать. Взгляд поражало ни с чем не сравнимое таежное половодье. Весна наступала бурно и неотвратимо. Добрые, теплые ветры гуляли по обновленной земле Сибирской.

23.08.1974, 2296 просмотров.

Мемориал Победа
«Географический центр Советского союза» — координаты: 62*30’с.ш. и 82*30’в.д.
Перейти к журналу работы станции (Online Log)
«Сургут — фронту» — в честь подвига жителей Сургута на фронте и в тылу. RDA: HM-12
Перейти к журналу работы станции (Online Log)
Гавриил Собянин» — памяти Героя Советского Союза Гавриила Епифановича Собянина. RDA: HM-16
Перейти к журналу работы станции (Online Log)
«Югра-фронту» — в честь тружеников тыла Ханты-Мансийского района. RDA: HM-23
Перейти к журналу работы станции (Online Log)

На сайте мемориала «Победа» размещены и доступны для скачивания электронные дипломы участников мемориала.

Новости СРР
RSS
Архив "Новости СРР"
Новости РО СРР
RSS
Архив "Новости РО СРР"
Статьи
RSS
Архив "Все статьи"
На сайт размещаются информационные материалы из открытых официальных и публичных источников, либо с согласия авторов и владельцев авторских прав. Запрещено воспроизведение материалов с данного сайта в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без разрешния их владельцев. При выполнении условий публикации материалов сайта, ссылка на него обязательна.
Host CMS          R9J © 2009—2018         Региональное отделение СРР по ХМАО-ЮГРА         E-mail:

счетчики